Погрузка на РЖД в июне снова ушла в минус
Причем снижение перевозок на РЖД оказалось выше запланированного уровня: по расчетам ожидалось, что минус окажется около 5,4%. Основной недобор ожидался по экспорту, но он оказался выше на 3 п. п. к запланированному уровню. В основном из-за завышенных ожиданий по вывозу нефтегрузов после выхода из плановых ремонтов НПЗ.
При этом ниже расчетного оказался и уровень погрузки некоторых номенклатур и во внутреннем сообщении (уголь, руда, лес, химикаты).
В целом ожидалось, что грузовая база позволит РЖД удержать планку выше уровня 2020 года, когда сеть находилась под давлением последствия пандемийных ограничений. Однако хаотическая смена направлений отправок привела к увеличению доли отказов клиентам в погрузке из-за инфраструктурных ограничений.
Хаос направлений
По данным ОАО «РЖД», ранее экспортные грузопотоки имели устойчивую палитру якорных направлений, в рамках которой с учетом сезонных факторов отклонения в течение года фиксировались в границах ±3–4%. В 2022 году этот диапазон многократно расширился.
Напомним, вначале упали отправки в сторону стран ЕС через российские морские порты Северо-Запада (-13 п. п. по сравнению с прошлым годом, по данным ИЭРТ). При этом часть объемов перевозок переключилась в сторону Восточного полигона (+10 п. п.). Если ранее это направление было преимущественно угольным, то теперь туда устремились и те номенклатуры, которые ранее на азиатские рынки не очень-то и отправляли.
В конце весны стало понятным, что через инфраструктуру ДФО всем не протолкнуться, появился крен в перевозках в сторону Тамани и Новороссийска. На причалах Азово-Черноморского бассейна ранее присутствовали грузы, следовавшие в морские порты Украины. В текущем году эти вагонопотоки практически исчезли, что привело вначале к снижению отправок на Юг на 2,6 п. п., а с марта по май добавились перевозки в сторону Турции (+5 п. п.), Индии (+2 п. п.) и Ирана (+0,4 п. п.).
В мае появились цепочки в сторону Вьетнама, Индонезии и ряда стран Африки. Кроме того, часть потоков устремилась через терминалы АЧБ в Китай. Еще одной точкой роста стали железнодорожные перевозки в сторону портов Каспия. Оживилась и ранее слабо задействованная транспортная инфраструктура Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана.
Проблемы на Юге привели к активизации отправок в Азию через Мурманск по Севморпути. По этой же причине практически восстановились объемы перевозок в сторону Усть-Луги. Среди российских морских терминалов на Балтике в глубоком минусе сейчас только те комплексы, через которые следуют контейнерные вагонопотоки. Все остальные практически вышли на уровень июня прошлого года, а некоторые стивидоры даже показали плюс.
Соответственно логконтроль ужесточился по всем направлениям. Если ранее основная доля выданных конвенций касалась Восточного полигона, то в июне на первое место по данному показателю взял Юг (прежде всего – Новороссийск). На СКЖД достигнуты максимальные объемы по сравнению с пиковыми значениями в 2003 году.
В июле вводились конвенции и на Северо-Западе. В частности, всплекск вагонопотоков привел к необходимости ограничений движения на Усть-Лугу. Высокие риски появления конвенций сложились и на Мурманск: здесь на ОЖД уже подходят к пределу провозной способности.
В целом, по данным участников рынка, доля отказов в погрузке на сети увеличилась до 12%, а по некоторым номенклатурам (например, углю) – до 20%. Это указывает, что на сети есть резервы для наращивания объемов погрузки. И эти вопросы сейчас – в проработке в РЖД.
Нефть ограничили, а она все равно в тренде
Нефтегрузов в июне было отправлено 17,5 млнт т, что на 4,8% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Это связано с тем, что, как сообщил вице-премьер РФ Александр Новак, производство нефти в России в июне восстановилось почти до февральского уровня.
При этом увеличился экспорт на спотовом рынке. А в этом сегменте нефтегрузы вывозят по железным дорогам через российские морские порты. Соответственно этим объясняется их приток на сеть, который происходил на фоне снижения прокачки нефти по трубе. В частности, из-за остановки на плановую профилактику на терминале в Приморске.
Основной прирост по экспорту нефтегрузов здесь обеспечили терминалы Азово-Черноморского бассейна.
На внутреннем рынке увеличение потребления нефти связано с ростом объемов ее переработки. Соответственно выросли и железнодорожные перевозки нефтепродуктов.
Уголь увял
Погрузка угля в июне снизилась до 26,9 млн т (-11,8%). При этом в Минэнерго неожиданно решили озвучить самый негативный сценарий развития отечественной угольной промышленности, согласно которому добыча угля может сократиться на 17%, до 365 млн т, а экспорт может откатиться назад на 30%, до 156 млн т.
Этот сценарий предполагает полное эмбарго российского угля в страны Запада. Кто еще может сбавить его закупки, не уточняется. Формально в ЕС уголь из РФ не возят. Как предположили эксперты, речь идет об эмбарго со стороны Японии, Кореи, возможны ограничения поставок в Турцию.
На этом фоне были пересмотрены квоты для экспортеров угля на Восточном полигоне. В марте, уточним, их отодвинули в очереди на погрузку на основе изменений в порядок перевозок грузов в этом направлении. С 1 июля в РЖД возвращают приоритет углю из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы перед другими регионами. Правда, при этом возвращается норма, согласно которой необходимо отправить определенные объемы на запад.
На фоне запретов на экспорт в ЕС это усложнит задачу угольщикам. В таком случае придется отправлять уголь через Усть-Лугу в Индию и Китай. Однако напомним, что на этот порт уже в июне вводились ограничения на погрузку. Некоторые резервы остаются на Балтике только в Большом порту Санкт-Петербург.
Остается добавить, что продажам угля на экспорт, как ожидается, будет способствовать переход на расчеты в привязке к курсу юаня. В частности, недавно стало известно, что речь идет о закупках российского угля не только в Китае, но и в Индии.
Как сообщило со ссылкой на таможенные документы агентство Reuters, крупнейший производитель цемента в Индии UltraTech Cement теперь рассчитывается за импортируемый из России уголь в юанях. И это не единственный пример на данную тему. Как вынуждены были признать аналитики Reuters, подобная схема проведения платежей стала уже рабочей.
На этом фоне в дальнейшем можно ожидать улучшения динамики экспорта угля на РЖД.
Металлы упали
Несколько хуже выглядела в июне ситуация в сегменте ГМК. Отмечено снижение погрузки железной руды до 9,5 млн т (-4% к аналогичному периоду прошлого года). Тренд на активные отправки черных металлов сменился, похоже, на противоположный. Погрузка данной номенклатуры снизилась до 5 млн т, что почти на 11% ниже прошлогодней.
Еще провальнее выглядели перевозки лома черных металлов: спад в 1,5 раза до 0,8 млн т. Это связано со снижением цен на металл в РФ на 40% по сравнению с началом года. По словам президента национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антона Глушкова, на все строительные материалы с начала года наблюдался рост цен, но в марте стал дешеветь металл. И сейчас это стало особенно заметно.
Охлаждение спроса на черные металлы зафиксировано не только внутри РФ, но и на экспортных направлениях. Здесь рынок обвалили США совместно с Китаем – такому выводу пришли в Русско-азиатском союзе промышленников и предпринимателей.
На этом фоне отмечено снижение погрузки не только металлов, но кокса – до 0,8 млн т (-20%), а также формовочных материалов – 2,9 млн т (-12%).
Отмечено снижение отправок по РЖД леса (почти на четверть), минудобрений и химикатов (обе номенклатуры откатились на -4%).
Спад в промышленном строительстве из-за ухода западных компаний из РФ привел к снижению погрузки цемента по РЖД на 9%. Кроме того, повышение тарифа железнодорожного перевозчика на фоне прироста ставок аренды хопперов на споте вызвало заметный отток цемента на автотранспорт. В частности, по данным «Евроцемент груп», доля отправок по РЖД вновь снизилась на 3 п. п. – до 51% в общем объеме отгрузок.
В фуры в июне переключилась также и часть объемов сборных грузов, а также тех номенклатур, что обычно перевозят по РЖД небольшими партиями.
Стройгрузы и контейнере в позитиве
В заключение отметим две номенклатуры, по которым в июне сохранился прирост. Это строительные грузы, отправка которых составила 12,5 млн т (+1,6%). Прибавка достигнута в основном благодаря активизации дорожного строительства на Юге РФ.
И это контейнеры. Правда, былого прироста в 10–15% на сети уже нет. В июне отправки ориентировочно выросли всего на 2,8%, а вполне возможно, что после уточнений этот показатель окажется еще ниже.
Положительная динамика была обеспечена в первую очередь за счет роста перевозок во внутрироссийском сообщении (+5,9%) и по импорту. А по экспорту и транзиту отмечалось существенное снижение объемов.
Прогнозы
Ожидания улучшений в динамике погрузки перевозчик связывает преимущественно со строительными грузами, металлами, минудобрениями и рудой.
Прибавку может обеспечить проведение мероприятий по организации перевозок грузов с использованием Севморпути – как через Мурманск, так и Архангельск, а также через речной порт Енисей.
Прорабатывается возможность организации на востоке мультимодальных перевозок грузов в Китай в железнодорожном сообщении с привлечением внутреннего водного транспорта.
На юге – предполагается предложить дополнительные сервисы по организации перевозок грузов в паромном сообщении в Каспийском бассейне. Изыскиваются возможности для перевозок в железнодорожно-паромном сообщении с Ираном.
Для балансировки контейнерных перевозок предполагается предложить технологии отправок «ступенчатыми» контейнерными поездами, в распыление и в накопление вагонопотоков. Еще одна новинка, которую собираются вывести на рынок, – формирование маршрутов объединенных контейнерных поездов (прицепка дополнительных вагонов к контейнерному поезду на технологических стоянках). Кроме того, прорабатываются условия отправок контейнеров со станций, не открытых по контейнерному параграфу.
Источник: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/pogruzka-na-rzhd-v-iyune-snova-ushla-v-minus/
С 01.02.2023г. изменился почтовый адрес компании.
Всю корреспонденцию, отправляемую Почтой России просим отправлять
по новому почтовому адресу: 119571, г. Москва, а/я 16
Купим крытые универсальные вагоны с истекающим сроком службы.
Цена договорная.
Также купим полувагоны модели 12-132 и их аналоги.
Ваши предложения просим направлять на электронный адрес ts@track.ru или через форму обратной связи в разделе http://www.track.ru/contacts/ , либо обращаться по телефону
+7 495 225-01-11 (доб. 1245)
Контактное лицо: Вадим Олегович