Погрузка экспортных грузов на сети ОАО «РЖД» в январе – феврале 2023 года в направлении морских портов РФ составила 56 млн тонн. Этот показатель на 0,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основными драйверами с начала года стали уголь, зерно и химикаты. Самым перспективным на сегодня эксперты признали северо-западное направление.
Впервые с февраля прошлого года показатели погрузки на сети вышли в плюс. В структуре экспортного грузопотока в порты доля угля составила 54,4%, нефтяных грузов – 23,3%, удобрений – 6%, чёрных металлов – 4,6%, зерна – 3,9%, руды – 1,4%.
Как отмечают в ОАО «РЖД», положительная динамика отмечается в перевозках грузов в порты Северо-Запада: с учётом припортовых станций Октябрьской, Северной и Калининградской железных дорог рост составил 3,6% и достиг 22 млн тонн; Дальнего Востока – плюс 2,4%, до 18,7 млн тонн.
«Сегодня для всех участников рынка, включая ОАО «РЖД», северо-западное направление фактически становится «спасительным окном». Мы рассчитываем, что грузопоток в этом направлении в 2023 году будет нарастать, – рассказали «Гудку» в пресс-службе Национальной транспортной компании. – Очень важно, чтобы строительство железнодорожной инфраструктуры на Северо-Западе, включая летние ремонтные работы, проводилось бы с учётом интересов ОАО «РЖД», операторов и стивидоров».
Как полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, перенаправление потоков грузов в порты Северо-Запада РФ может снизить нагрузки на порты Юга России и железные дороги, ведущие к ним.
«Часть потребителей Африки и Ближнего Востока могут перейти на доставку грузов из портов Северо-Запада, что станет для них быстрее и дешевле. Также не исключено, что на работу с портами Северо-Запада может перейти часть потребителей из Латинской Америки, причём через эти порты могут не только отправлять грузы на экспорт, но и импортировать различные товары», – считает он. По мнению эксперта, сейчас сформирована привлекательная тарифная политика со стороны как железных дорог, так и самих портов.
Вице-президент – председатель комиссии по развитию зернового комплекса «Опоры России» Сергей Соколов отмечает, что пока нельзя говорить о большой погрузке зерна в направлении портов Северо-Запада РФ.
Автор: Ольга Шелкова
Источник: Газета Гудок